Здоровье наших детей-школьников каждый день подвергается нешуточным нагрузкам.
Помимо повседневных школьных занятий, требующих усидчивости и внимательности, ребенок часто испытывает стрессы и чрезмерные нагрузки.
К таким стрессовым ситуациям можно отнести переход в новую школу, занятия в спортивных кружках, секциях и студиях…
Родители начинают удивляться: откуда у их способного ребенка в дневнике появляются замечания, плохие оценки? А все очень просто: на сына или дочку повлияло переутомление.
Детский мозг с трудом выдерживает огромные нагрузки, он быстро истощается в результате перегрузок.
Определенная часть школьных проблем вызвана нарушениями, возникающими в регуляции нервно-психических процессов.
Можно сказать и проще: мозгу сложно выполнять свои обязанности, потому что разные его отделы слабо связаны между собой. Кроме того, клетки мозга ощущают недостаток энергии.
Ребенку тяжело сосредоточиться, его внимание рассеянно, а родители и учителя ругают его за невнимательность.
За поведение ребенка, который часто не в состоянии осознать, что он делает не так, «отвечает» головной мозг — а в нем наблюдается разбалансированность фаз торможения и возбуждения. Однако для нормальной работы мозга эти фазы должны активизироваться последовательно.
Школьника не нужно ругать — он ни в чем не виноват. Наоборот, ему требуется помощь взрослых.
Необходимо позаботиться о полноценном отдыхе ребенка. Следует обратить внимание на усиленное питание, увеличение длительности сна, снижение нагрузки.
Самое же главное — школьник должен твердо знать, что родители его любят, что они ценят его, жалеют и стремятся защитить от появившихся неприятностей. Любовь родителей — главное и самое необходимое лекарство для утомленного учебой ребенка.
Первые признаки переутомления: не пропустите!
Узнать, когда детский организм находится на грани переутомления, можно по следующим признакам:
1. Ребенок постоянно забывает дома школьные принадлежности, может забывать записать в дневник задание.
2. Почерк резко меняется: буквы становятся чрезмерно крупными или мелкими, часто в одном слове перемежаются большие и мелкие буквы, строчка заметно идет вниз.
3. Школьник часто жалуется на головную боль, слабость, тошноту.
4. Ребенок часто пропускает буквы, делает описки.
5. Вы замечаете нелогичные действия ребенка, у него могут наблюдаться вспышки немотивированной агрессии или приступы апатии, беспричинные слезы или, наоборот, смех.
Помогаем ребенку
Родители могут помочь своему ребенку, если отнесутся к описанным проявлениям серьезно и внимательно. Достаточно принять некоторые меры, чтобы школьнику стало легче заниматься.
1. Продумайте место для занятий ребенка. Это очень важно для успешного выполнения домашних заданий. Врачи и педагоги придают большое значение структурированности рабочего места: обилие коробочек разного размера помогает держать вещи в порядке, каждый предмет находится в своем «гнездышке». Благодаря четкой пространственной структуре ребенок быстрее наведет порядок и в голове.
2. Важно создать ребенку положительный настрой перед тем, как он примется за домашнее задание.
Обязательно хвалите его даже за самые маленькие и незначительные, на ваш взгляд, достижения!
Приготовьте небольшой сюрприз — игрушку, диск, блокнот, шоколадку — который вы вручите ему в перерыве между занятиями.
3. Перерывы должны наступать через каждый час, не реже, и длиться от 10 до 15 минут. Взрослые могут контролировать это сами или предложить сделать это ребенку, если он уже достаточно большой.
4. Во время перерыва не заставляйте его есть жирную сдобу, калорийные бутерброды, выпечку. Подобные продукты неспособны предоставить мозгу достаточное количество энергии и плохо перевариваются.
Кроме того, рафинированные углеводы могут привести к резкому повышению уровня инсулина. Лучше приготовьте ребенку чай с медом и лимоном, предложите банан с орехами, апельсин, яблоко. Очень хорошо, если ребенок подвигается в перерыве между занятиями, поиграет — только не поощряйте телевизор и компьютер, их в перерывах включать нельзя, потому что они еще больше утомят мозг.
Вообще не позволяйте младшему школьнику сидеть за компьютером больше 20 минут ежедневно.
5. Мозг будет легче справляться с заданиями, если делать уроки не вечером, а на протяжении светового дня, причем находиться при этом ребенок должен в проветриваемой комнате. Если вы ароматизируете воздух в помещении маслом кедра, ребенок сможет избавиться от ощущения растерянности и нервозности, почувствует прилив ясности ума, у него появится ощущение надежности и защищенности.
6. Просто замечательно, если у вашего ребенка есть возможность сразу после школы заняться активным видом спорта: для этого подходят лыжи, коньки, плавание.
7. Во время повышенной нагрузки организм ребенка нуждается в полноценном отдыхе. Проследите за тем, чтобы он спал достаточное количество времени в удобной постели и создайте ему спокойную обстановку для сна. Так вы поможете детскому организму восстановить работоспособность нервных клеток.